С какого периода применяется: с 2023 года по настоящее время.
Целевые группы: Семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, дети-инвалиды, участники реабилитационных заездов и программ учреждения.
Суть практики:
Воспитание ребёнка с инвалидностью серьезно трансформирует жизнь семьи, формирует социальную изоляцию и даже может привести с серьезным внутрисемейным проблемам (нарушение микроклимата, разрыв семейных связей, ценностей и традиций). Но при определенной поддержке, направленной на формирование в семье позитивной атмосферы, бережного отношения к каждому члену семьи, уважению и труду во благо семьи, родители способны сохранять и укреплять свои семейные ценности и даже создавать новые.
Эти семьи и их дети лишены возможности участия в культурной и общественной жизни города и социума и соприкосновения с духовно-нравственными ценностями и нуждаются в социокультурной интеграции в жизнь общества. Опросы, проводимые среди таких семей, показывают, что многие из них ни разу не были в путешествиях, на экскурсиях, испытывают трудности при участии в культурно-массовых мероприятиях и праздниках или даже не мечтают об этом.
Кроме того, среди социально-реабилитационных программ, ориентированных на улучшение психоэмоционального состояния, по нашим наблюдениям самыми доступными и эффективными по воздействию являются те, которые обращаются к эмоциям, культурным ценностям, искусстве и красоте.
Благодаря сервису социокультурной направленности «Счастливы вместе» такие семьи закрывают потребности в получении положительных эмоций от участия в социокультурных мероприятиях, ощущают возможность жить полноценной жизнью.
Цель, основные задачи:
Создание инклюзивных культурно-развивающих возможностей для сохранения и укрепления традиционных семейных ценностей, и включения семей с детьми- инвалидами в жизнь общества.
Основные задачи:
· создать условия для социокультурной реабилитации;
· вовлечь родителей в программы социокультурной реабилитации детей;
· вовлечь детей и их семьи в социокультурную деятельность;
· способствовать развитию жизненных, творческих и познавательных навыков;
· помочь в адаптации в социуме;
· привлечь социальных партнёров для расширения возможностей, предоставляемых сервисом.
Этапы реализации практики с указанием алгоритмов действий на каждом этапе:
Подготовительный этап:
1. Формирование программы сервиса социокультурной направленности на год (составления календарного план тематических мероприятий, плана информационной работы с целевой группой и СМИ).
2. Утверждение программы.
3. Взаимодействие с социальными партнерами.
Основной этап:
1. Взаимодействие (работа) с родителями.
2. Организация и проведение тематических мероприятий «Сервиса социокультурной направленности «Счастливы вместе» (сценарии мероприятий, анонсы в группе «Вконтакте» для информирования и вовлечение родителей с детьми в мероприятия сервиса; непосредственное проведение с участием социальных партнеров праздников, конкурсов, экскурсий и пр. на различных площадках города).
Заключительный этап:
1.Мониторинг эффективности мероприятий программы (анкетирование родителей через анкеты обратной связи и их анализ).
2.Публикации в социальных сетях информации о проведенных мероприятиях и СМИ.
Ключевые организации-участники реализации практики и их роль:
МБУ СО «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье» города Челябинска- носитель практики.
В ходе реализации практики для оказания информационной и организационной поддержки осуществляется взаимодействие с:
1. Комитетом социальной политики города Челябинска;
2. СОНКО, оказывающими помощь семьям с детьми -инвалидами: Челябинская общественная организация «Союз женщин Челябинской области», Челябинский региональный благотворительный фонд «Родная», «Всероссийская организация родителей детей инвалидов «ВОРДИ» и др.
Для оказания благотворительной поддержки осуществляется взаимодействие с:
1. Челябинским областным отделением «Российский детский фонд»;
2. Социально ориентированными коммерческими организациями города.
Характеристики социальных сервисов, технологий, методик:
Практика реализует семейно-ориентированный подход, направленный на укрепление семейных ценностей, как условие позитивного развития ребенка с инвалидностью. В него включены технологии работы, дающие возможности детям с инвалидностью совместно с родителями участвовать в комплексе мероприятий сервиса и осваивать различные формы социальной и культурной деятельности, формирующих их социальную, творческую активность, в том числе новые семейные традиции, что в целом повышает эффективность реабилитационного процесса детей.
Среди таких форм:
- тематические и праздничные мероприятия, акции, экскурсии, например: «А у нас во дворе», приуроченный к Международной акции «День соседей», «День защиты детей», «Пикник со «Здоровьем» в честь дня рождения Центра и др. Тематические мероприятия к праздничным датам, например ко Дню матери «Мамочка, любимая моя» и др. Игровые программы, например «Новогодний калейдоскоп».
- возможность разнообразить семейный культурный досуг, например: «Добрый театр» - посещение спектаклей из репертуара театров города и путешествия по родному краю - экскурсионные программы по адаптивному туризму «Безграничное путешествие для детей с ограниченными возможностями» при поддержке социальных партнёров;
- театрализованные представления с участием самих детей, например: спектакли инклюзивного кукольного театра во время реабилитационных заездов: «Морозко», «Цветик семицветик», «Новогодняя сказка», «Осенняя история»
- семейный квест «Счастливы вместе». Ключевое мероприятие социального сервиса, которое учреждение в честь «Дня семьи, любви и верности» ежегодно организует и проводит в МБУК «Зоопарк» г. Челябинска.
Программой праздника предусматривается участие родителей с детьми в интерактивном квесте «Счастливы вместе», где семьи вместе проходят испытания на тематических станциях (спортивные, интеллектуальные и творческие):
· «Домик счастья» - мастер-класс по изготовлению семейного вымпела;
· «Ромашковая»- мастер-класс по изготовлению символа праздника-ромашки;
· «Рука об руку» - мастер-класс по изготовлению браслетов;
· «Колокольная – мастер-класс по колокольному звону;
· «Счастливы вместе» - мастер-класс по созданию арт-объекта в технике объемной аппликации из семейных ценностей и традиций. На этой станции семьи не только рассказывают о своих семейных традициях, но и могут узнать о новых.
По итогам квеста участники принимают участие в розыгрыше призов «Счастливой лотереи», где с помощью лототрона определяются счастливые семьи- победители. Кульминацией праздника становится семейный зажигательный флешмоб «Ромашковое поле». Семейный квест «Счастливы вместе» не только дарит положительные эмоции и заряд бодрости семьям, но и способствует укреплению семейных ценностей и даже может способствовать формированию новых традиций. И это мероприятие уже стало доброй традицией и радостью для многих семей города Челябинска и всегда получает большое количеством благодарных отзывов.
Таким образом сервис социокультурной направленности дает семьям с детьми-инвалидами дополнительные возможности для освоения социокультурных пространств города и выступает как фактор социализации и социокультурной реабилитации, тем самым расширяет пространство семьи. И в то же время укрепляет внутреннее пространство семьи через общие впечатления и эмоции. Это дает отличный эффект – повышение качества жизни семьи в целом, а для детей с инвалидностью повышение эффективности реабилитационного процесса. https://vk.com/wall-126670348_1973
В реализации практики применяется социальный сервис: платформа сайта https://www.rczdr74.ru/services/proektnaya-deyatelnost/praktika-schastlivy-vmeste/
социальные группы: «ВКонтакте» https://vk.com/zdr74 и «Одноклассники» https://ok.ru/group/70000001077430
Результаты применения практики за последние годы: 2023,2024,2025:
Количественные результаты
2023: 867 семей приняли участие в мероприятиях сервиса;
2024: 832 семьи приняли участие в мероприятиях сервиса.
2025: 410 семей семьи приняли участие участвовали в мероприятиях сервиса.
Качественные результаты:
1. Участие в мероприятиях социокультурной направленности способствует укреплению традиционных семейных ценностей, как условию позитивного развития ребенка с ОВЗ
2. Улучшается психоэмоциональное состояние детей с инвалидностью и их семей.
3. Совместная с родителем реабилитация средствами культуры и искусства, которые наиболее воспринимаемы ребенком, максимально эффективно способствует социальной адаптации и социализации детей с инвалидностью и их семей.
4. Эффективность применения практики совместной реабилитации средствами культуры и искусства подтверждается анализом анкет обратной связи от родителей, который показывает 99,5% положительных отзывов (результатов).
Таким образом ежегодно около 900 детей, проходящих курсы реабилитации в учреждении и их семьи, получают возможности участвовать в мероприятиях сервиса социокультурной направленности для получения дополнительного социально-реабилитационного ресурса. За год для этой категории семей организуется и проводится более 100 мероприятий сервиса.
Специалисты: Команда специалистов, реализующих практику, состоит из штатных сотрудников учреждения, имеющих профильное высшее образование и практический опыт работы по своим направлениям:
-директор;
- заместитель директора;
- заведующие отделениями;
-педагоги дополнительного образования;
-педагоги-психологи;
-воспитатели.
Нормативные правовые документы:
«Порядок предоставления социальных услуг по реабилитации несовершеннолетних граждан поставщиками социальных услуг в полустационарной форме», утвержден Постановлением Правительства Челябинской области «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» от 21.10.2015г. № 546-П;
Устав учреждения;
Положение об отделении социального сопровождения и информационно-методической работы;
Программа сервиса социокультурной направленности «Счастливы вместе», утверждённая приказом директора.
Договоры о сотрудничестве с партнерами.
Специальное оборудование:
Материально-технические ресурсы:
· Кабинеты и помещения, оборудованные компьютерной техникой, оргтехникой;
теле-, аудио-, видео- фототехника, мультимедийное и звуковое оборудование для организации и проведения мероприятий с целевой группой;
Информационные ресурсы:
· сайт учреждения https://www.rczdr74.ru/
· госпаблик учреждения в социальной сети ВКонтакте с числом подписчиков более 2 тыс. https://vk.com/zdr74; «Одноклассники» https://ok.ru/group/70000001077430
Другие ресурсы:
- методические ресурсы:
· анкеты обратной связи;
· сценарии;
· игры;
· презентации;
-финансовые (экономические) ресурсы:
· благотворительная помощь
Наличие информации о практике в сети «Интернет»:
1. Наличие специализированного раздела сайт на официальном сайте учреждения https://www.rczdr74.ru/services/proektnaya-deyatelnost/praktika-schastlivy-vmeste/
2. Семейный квест «Счастливы вместе» https://vk.com/video-71671982_456241628
3. Акция «А у нас во дворе» https://vkvideo.ru/video-126670348_456239289
4. Праздничное мероприятие «Детство-яркая планета» https://vkvideo.ru/video-126670348_456239291
Имеющиеся методические материалы:
Программа сервиса социокультурной направленности «Счастливы вместе»,
Сценарии мероприятий.
«Сборник аналитических материалов» по итогам деятельности органов и учреждений социальной защиты населения города Челябинска за 2024 год.

