Многие родители и даже педагоги не уделяют должное внимание обучению детей навыкам самообслуживания. Однако умение самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д. способно поднять самооценку малыша, помочь ему стать более независимым. О том, как развить навыки самообслуживания у детей до 3-х лет рассказала социальный педагог отделения раннего вмешательства центра «Здоровье» Дарья Конанюк.

navykСамообслуживание играет важную роль в развитии ребенка. Именно с ранних возраста у детей начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, активность, стремление к цели и упорство в ее достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Для ребенка раннего возраста самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

– приема пищи (есть ложкой, пить из чашки);

– раздевания и одевания (снимать, надевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

– гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

– опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются тогда, когда у ребенка развиты психофизические возможности: 

– общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

– мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

– зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

– мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

 Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики – это сложный процесс, требующий постепенного освоения. На первом этапе ребенок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре. Далее он осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания: кулачком, щепотью (тремя пальцами), одной рукой, обеими; различные действия пальцами: расставлять, сжимать вместе, выделять один палец).

Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребенок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрешки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Для развития ручек малыша можно выполнять следующие и упражнения.

1. Переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета.

2. Закручивать и откручивать крышки на пластиковых банках и бутылках.

3. Проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, макароны с крупными отверстиями).

4. Переливать воду пипеткой или спринцовкой, пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, ловить мыло в воде и т.п.

Развивать мелкую моторику можно в игре. Например, предложите малышу  сюжетную игры «Кукла Маша идет в магазин». Здесь можно использовать кошельки и сумки с различными типами застежек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках. Игра «Постираем кукле платье» позволит научиться развешивать кукольную одежду и закреплять ее прищепками.

Развивать навыки самообслуживания нужно с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе следует сообщить ребенку кратко и внятно, что вы от него хотите. Указание нужно произносить, когда ребенок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами неторопливо и последовательно. Затем возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие. Когда ребенок выполняет действие самостоятельно, поправляйте его корректно, в позитивном тоне. Не указывайте на то, что нельзя делать, что надо перестать делать. Лучше говорить прямо о том, что следует сделать именно сейчас: например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко».

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка. Используйте различные способы сказать малышу, что у него все получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! Ура! Ты справился! Отлично! Я так рада!» и др.