Уклад органов артикуляции. Губы разомкнуты и принимают положение  следующего гласного звука, расстояние между зубами 4-5мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно как при гласном и), кончик языка находится несколько ниже, чем при р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Приемы постановки звука.

По подражанию. Этот прием лишь изредка приводит к положительным результатам, поэтому чаще приходится применять другие.

Наиболее распространенным приемом является постановка звука р от д, повторяющегося на одном выдохе: ддд, ддд , с последующим более форсированным произнесение последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков т и д в сочетании тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков д и т ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.

Постановка р в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный р без вибрации от звука ж при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным  напором воздуха ( как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются  и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем ( деревянным или пластмассовым). Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Описанным приемом пользуются в тех случаях , когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.

Данный прием приводит к положительным результатам. Однако его недостатки в том, что звук оказывается раскатистым, произносится изолированно и ребенок с трудом овладевает переходом от него к сочетаниям звука с гласными.

Наиболее эффективным является прием постановки р от слогового сочетания за с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ззза. В ходе многократного повторения слогов ребенок  по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта фрикативного р в сочетании с  гласным а. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения  слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук  р нормальной протяженности без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, так как сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

При постановке мягкого р применяется тот же прием, но с помощью слога зи, а в дальнейшем зе, зя, зю.

Обычно при нарушениях твердого и мягкого звука р сначала ставится твердый, а потом мягкий звук, но такой порядок не является жестким, его можно произвольно менять; но рекомендуется лишь вести одновременную их постановку во избежание смещения.

  

Автоматизация звука (Р)

РА-РА-РА   РО-РО-РО   РЫ-РЫ-РЫ   РУ-РУ-РУ   РЭ-РЭ-РЭ

РА-РА-РО   РО-РЫ-РО   РЫ-РУ-РУ   РУ-РА-РА   РЭ-РЭ-РЫ

РО-РА-РО-РА

РЫ-РЫ-РО-РО

РУ-РА-РУ-РО

РЭ-РЫ-РА-РУ

РА-РО-РЫ-РЭ

АР-АР-АР   ОР-ОР-ОР   УР-УР-УР   ИР-ИР-ИР   ЭР-ЭР-ЭР

АР-ОР-АР   ОР-АР-ОР   ОР-ИР-ОР   УР-АР-УР   ИР-АР-ИР

АР-ОР-УР-ЫР

ЫР-УР-ОР-АР

ЕР-ИР-ЮР-ЯР

АР-ЯР-ОР-ЕР

ЫР-ИР-ЯР-АР

РАК   РАМА  РАНЕЦ  РАДИО  РАКЕТА  РАДУГА  РАКОВИНА  РАКЕТКА

РУКИ  РУКАВ  РУЧКА  РУЖЬЕ  РУЧЕЙ  РУБИН  РУБАНОК  РУБАШКА

РОТ  РОГ  РОБОТ  РОЗА  РЫСЬ  РЫБКА  РЫНОК  РЫБАК

НОРА  БАРАН  БАРАБАН  ПЕРО  ВОРОТА  КОРОНА  ФАРЫ  ГОРЫ

АРКА  АРБУЗ  МАРКА  ПАРТА  КАРТА  ФАРТУК  МОРКОВЬ  КАРМАН

ТРАВА  ТРАМВАЙ  ТРОЙКА  ТРУБА  ВАТРУШКА  ПЕТРУШКА  ДРОВА

КРАСКИ  КРОВАТЬ  ГРАНАТ  ГРУША  ФРУКТЫ  ПРУЖИНА  КРУЖКА

КОМАР  ПОВАР  ТОПОР  ЗАБОР  ПОМИДОР  МУХОМОР КАТЕР