Родителям. Приведенные ниже упражнения развиваютумение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то тесть помогают ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Пассивную артикуляционную гимнастику делают, как правило, малышам, и тем детям, которые сами не в состоянии выполнять активные движения из-за значительного снижения тонуса подвижности губ и языка.

Пассивную артикуляционную гимнастику выполняет взрослый или сам ребенок. Руки должны быть чисто вымыты, ногти – коротко подстрижены. Язык следует брать через стерильную марлевую салфетку.

Пассивные движения нужно выполнять ежедневно, желательно 2-3 раза в день, медленно и ритмично, повторяя каждое движение 3-4 раза. Периодически следует проверять, увеличилась ли подвижность губ и языка у ребенка, а когда это станет возможным нужно заменить пассивную гимнастику активной.Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Упражнения для губ

Хоботок

Указательным и большим пальцем обеих рук соберите губы ребенка в «хоботок».

Для этого сдвиньте уголки губ к центру – навстречу друг другу.

image0011

Улыбка

Указательными пальцами обеих рук растяните губы ребенка в улыбку.

Для этого потяните уголки губ от центра  в стороны.

image0031

Покажем верхние зубки

Указательными пальцами обеих рук  приподнимите верхнюю губу ребенка, так чтобы были видны не только верхние зубы (резцы), но и верхняя десна.

image005

Покажем нижние зубки

Указательными и средними пальцами обеих рук опустите нижнюю губу ребенка так, чтобы была видна нижняя десна.

image007

Утиный клювик

Захватите большими пальцами одновременно верхнюю и нижнюю губы и оттягивайте их вперед как утиный клювик. Можете предложить произнести ребенку «БА» в момент, когда ваши пальцы соскальзывают с его губ.

Выполняйте каждое упражнение 3-5 раз подряд.

Упражнения для языка

Поднимание языка

Приподнимите кончик языка ребенка ручкой чайной ложки к твердому небу.

image0091

или к верхней губе.

Вытягивание языка изо рта

Большим и указательным пальцем правой руки возьмите язык ребенка за боковую поверхность и слегка потяните его вперед. Левой рукой зафиксируйте положение подбородка ребенка.

Отведение языка в сторону

Большим и указательным пальцем правой руки возьмите кончик  языка ребенка (лучше захватить боковую поверхность рядом с кончиком языка т. к. она менее чувствительна)  и отведите его вправо. Язык должен коснуться правого уголка губ. Затем отведите язык влево так. Чтобы он коснулся левого уголка губ.

Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек, языка. Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

Движения проводите неторопливо, ритмично, четко.

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребенка).

Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Помните: гимнастика не должна  ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал. Главное условие эффективных занятий – хорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем об этом попросит ребенок.

Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3-10 секунд. Чем старше ребенок, тем дольше он может удерживать язык ли губы в заданном положении. Чтобы помочь ребенку, вы можете считать вслух, например вот так: «Раз, два, три – отдохни!»  или   «Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно отдыхать!»

В отличие от статических, динамические упражнения основаны на многократном повторении одного и того же движения. Эти упражнения развивают умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому их важно выполнять в быстром темпе под счет взрослого: «Раз-два, раз-два…» или же по команде.

Необходимо следить, чтобы ребенок выполнял все движения правильно. Если же ему не удается повторить за взрослым какое-то упражнение. Нужно помочь ему, вернувшись к аналогу этого упражнения в пассивном варианте (выполнить движение при помощи чайной ложки или ватной палочки).

 

Использованная литература:

  1. Новиковская, О.А. Речевая гимнастика. Игры для развития речи у дошкольников / О. А. Новиковская. – М.: АСТ, 2011.
  2. Куликовская, Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская. – М.: АСТ, 2010.
  3. Репина, З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии / З.А. Репина, В.И. Буйко. Екатеринбург: изд-во «Литур», 2005.
  4. Картинный материал – интернет ресурсы myshared.ru