Игра – эффективное средство в работе с детьми с задержкой психического развития. Педагог-психолог центра «Здоровье» Елена Соколова рекомендует через игры развивать процессмышления детей с ЗПР младшего школьного возраста. В этот период ведущим видом деятельности является учебная, но игра по-прежнему оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов.

Вызвать интерес к учебной деятельностимогут дидактические игры, которые стимулируют познавательные процессы, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, повышают общую работоспособность, дают возможность повторить разными способами один и тот же материал.

Дети с ЗПРчасто испытывают затруднения в понимании, связанные с нарушением аналитической деятельности, сложности в процессе сравнения, обобщения.Игровые логические задачи развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Педагог-психолог Елена Соколова рекомендует проводить с детьми несложные, но эффективные игровые упражнения, направленные на развитие мыслительных операций.

«Четвертый лишний»

Взрослый показывает карточку с изображением 4 предметов (или 4 отдельные картинки) и задает вопрос: «Какой предмет здесь лишний?». Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить, почему онтак думает.

«Исправь ошибку»

Взрослый читает предложения, в которых допущены ошибки. Ребенок должен их заметить и произнести предложение правильно.Например: «Мяч играет с Катей»; «Мама несет в воде ведро» и т.п.

«Сравнение картинок»

Взрослый показывает картинку или предметы для сравнения и задает вопросы ребенку: «Какая картинка правильная? Какой предмет самый длинный (самый большой)?» и т.д.Ребенок должен рассмотреть предметы и правильно ответить на вопрос.

«Найди отличия (сходство)»

Ребенку предлагается рассмотреть картинки и найти между ними определенное количество отличий (сходных деталей) за ограниченное количество времени.

«Угадай предмет по его части»

Взрослый показывает ребенку часть (отдельный элемент) картинки, а он должен угадать и назвать предмет, изображенный на ней. Сначала можно использовать картинку-образец с пустым местом для недостающего элемента.

«Чередование»

Ребенку предлагается нанизать бусы. Бусинки должны чередоваться в определенной последовательности.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор)». Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Времена года»

Взрослый показывает ребенку сюжетные картины с изображением времен года, называет каждое из них, а ребенок должен разложить их последовательно друг за другом, а затем подобрать к каждому из них подходящие признаки. Если ребенок хорошо справляется с заданием, можно назвать найденные для каждого времени года признаки.

«Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое качество (вкус, форму) предмета.

«Что к чему подходит?»

Взрослый показывает ребенку общую картину или карточку с 3-4 предметами, а ребенок должен из них выбрать и назвать пару подходящих друг к другу.Например, ключ и замок, альбом и карандаш (краски), молоток и гвозди и т.д. Взрослый может помочь ребенку, называя один из пары предметов, а ребенок находит другой.

«Назови одним словом»

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.Например: лиса, заяц, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан –фрукты  и т.п.