Печать

Как справиться с детскими капризами

В рамках проекта «Шаг навстречу» в центре «Здоровье» состоялась очередная встреча родительского клуба, которую провела педагог-психолог Ирина Сюсина. Тема обсуждения – капризы и упрямство.

С детскими капризами и истериками сталкиваются все родители. Капризы обычно бывают беспричинны, сопровождаются плачем, криком, топаньем ногами, разбрасыванием предметов. При истериках дети ведут себя слишком ярко, преувеличивая масштаб проблемы, «играют на публику».

Иногда капризы и истерики настолько частые, что взрослые относятся к ним как к возрастной норме. Но если такие реакции постоянны, то происходят психогенные изменения характера, расшатывается психика, порождаются стойкие психопатические наклонности.

Ирина Анатольевна рассказала родителям, что дети могут капризничать, если переутомились, находятся в некомфортной обстановке, плохо себя чувствуют, а также в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости. Капризы могут свидетельствовать о начале болезни. Если эти факторы исключены, то важно понимать, что такое поведение – следствие неправильного отношения родителей.

К капризам приводит неразумная любовь мам и пап к малышам, вернее, ее проявления. Любить ребенка – значит уважать его, но в то же время проявлять разумную строгость. Если малыш ни в чем не знает отказа, чувствует себя центром всеобщего внимания, то он становится маленьким тираном. Такие избалованные дети постоянно проявляют упрямство, капризничают. Что же делать? Родителям нужно определить список того, что можно и нельзя и всегда его придерживаться. Плохо, если один из родителей отменяет запрет другого. Родители не должны позволять ребенку добиваться желаемого с помощью истерик. В то же время, нужно быть терпеливыми и уметь находить компромиссы. Другая крайность – чрезмерная строгость, ребенок в этом случае чувствует себя подавленным.

Важное значение в воспитании ребенка имеют атмосфера, царящая в семье, взаимоотношения между родителями. Нельзя ссориться при детях.

Как предотвратить капризы и истерики:

1. Научится предупреждать вспышки. Дети часто плачут и кричат, если они устали, проголодались и т.п.

2. Переключить детей на действия. Лучше попросить ребенка «сделай», чем «не делай».

3. Объяснить ребенку  его эмоциональное состояние. Дети не могут осознать свои чувства и выразить их словами. Помогите малышу, назовите его чувства: «ты сердит, так как…».

4. Предупредите о последствиях капризного поведения: «Так делать нельзя, это плохо. Если ты не прекратишь, то придется уйти к себе в комнату».  

Во время каприза и истерики:

1. Оставьте ребенка наедине с самим собой до тех пор, пока не пройдет это состояние, ведь истерика рассчитана на зрителей.

2. Постарайтесь понять: ребенок капризничает, или у него есть потребность в чем-то. Когда малыш может спокойно объяснить, зачем ему нужно что-то, то это потребность.  Ее можно удовлетворить, или объяснить невозможность это сделать.

3. Уделите ребенку внимание. Часто плач становится для малыша способом позвать к себе родителей, обратить на себя их внимание.

4. Кричать на ребенка нельзя. Постарайтесь сдерживать себя и спокойно разговаривать с малышом.

5. Объясните отказ. Не стоит просто говорить «нет». Нужно объяснить ребенку причину отказа.

6. В крайнем случае, когда не помогают другие методы, поменяйтесь местами с ребенком: начните его копировать. Кричите, требуйте от него что-нибудь. Нужно сделать так, чтобы он понял, что вы чувствуете. Этот метод нельзя применять часто.

7. Подавайте пример правильного поведения. Если родители ругаются, ведут себя своенравно и предъявляют другим неоправданные требования, то ребенок будет вести себя так же.    

Ирина Сюсина напомнила родителям, что наказывать физически за капризы нельзя. Насилие – это не метод решения проблемы. Капризного ребенка нужно просто лишить внимания и дать ему понять, что вам не нравится такое поведение.

После разговора с психологом, родители приняли участие в играх и выполнили упражнения, которые помогли им лучше понять своих детей, а также осознать свои чувства. В завершении встречи участники обсудили результаты работы и поделились своими впечатлениями.