Особый период в развитии ребенка – возраст 2-3 лет, малыш становится более самостоятельным, расширяется его словарный запас. О психологических особенностях детей этого возраста рассказала психолог центра «Здоровье» Елена Злобина.


Третий год жизни ребенка, в целом, отмечен ростом самостоятельности. Малыш расширяет перечень действий с предметами, перенимая культурную модель взрослых. Развиваются его мышление, совершенствуется ситуативно-деловое общение. Основной формой мышления в этот период становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
В этот период игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
С малышом двух-трех лет проще общаться: он понимает не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Слово уже приобретает самостоятельное значение, отделяется от ситуации. Свои высказывания дети строят на основе простых грамматических структур, простых предложений, используют практически все части речи. К трем годам речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В это время дети продолжают познавать мир и узнают названия окружающих предметов. Заметно увеличивается количество понимаемых ребенком слов, а его активный словарный запас уже достигает 1000-1500 слов. Несмотря на то, что дети в этом возрасте воспринимают все звуки родного языка, произносят их еще с сильными искажениями.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.Малыш уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от нее линий.
Несмотря на активное взросление и развитие, для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Они легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляются чувства гордости и стыда, формируются элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.