В жизни любого ребенка бывают моменты, когда он остро нуждается в помощи. Обычно это заметно по поведению – он плачет, капризничает, становится неуправляемым, а возможно, и агрессивным. Аутичные дети почти непрерывно находится в напряжении и не в состоянии выйти из него самостоятельно, в отличие от обычных детей, который испытывают подобные проблемы лишь иногда, порой успешно справляясь с ними без посторонней помощи. Преодолеть эту проблему помогут терапевтические игры.

Поведение аутичного ребенка отличается тем, что он не умеет владеть своими эмоциями, в том числе негативными. Когда ребенок начинает вести себя неадекватно, нужно понимать, что он делает это не специально, а потому, что переживает в этот момент состояние острого дискомфорта.

Нужно понять характер эмоциональной вспышки ребенка. Это может быть неосознанная защитная реакция, с помощью которой он пытается избавиться от накопившегося напряжения. Или же ребенок пытается своими действиями повысить собственный эмоциональный фон, приходя при этом в состояние крайнего возбуждения и теряя контроль над своим поведением.

В таких случаях рекомендуется проводить терапевтические игры, цель которых – помочь ребенку достичь состояния психического равновесия. Они не планируются заранее, а проводятся по мере необходимости в связи со спонтанным изменением состояния ребенка.

Терапевтические игры помогают:

– снять накопившееся напряжение;

– сгладить проявления подобных аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми;

– научиться выражать эмоции более адекватным способом.

В ходе игры ведущий психолог, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя происходящее, постепенно обучает его осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их. Усвоив эту игру как способ «легализации» собственных эмоциональных реакций, ребенок в следующий раз, когда почувствует необходимость эмоционального тонизирования или разрядки, сам предложит поиграть в нее.

Занятия с аутичными детьми имеют ряд особенностей, так как у них нарушена эмоциональная связь с миром и признанные эффективными приемы обучения не действуют. На начальном этапе коррекционной работы взрослый лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Необходимо дать понять ребенку, что вы не помешаете ему играть.

Примеры терапевтических игр:

Игры с ватой

Снег идет

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Hаблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

Снежки

Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируйте руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга.

Сугробы

Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему «спрятаться в сугробе». Можно вместе с ребенком прятать в «сугробе» и любимую игрушку.

Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками

Кто сильнее

В этой игре взрослый предлагает ребенку взяться за конец веревки и начинает тянуть за другой конец со словами: «Отдай! Отдай!». Ребенок включается в игру, тянет веревку на себя. Можно использовать также подушку или полотенце.

Подушечные бои

Для игры потребуются маленькие мягкие подушки. Кидайтесь друг в друга подушечками, издавая победные кличи. Можно «поколотить» друг друга подушками, стараясь попадать по различным частям тела.

Выбиваем пыль

Подавая ребенку пример, усердно колотите руками по подушке (любого удобного размера) со словами: «Давай выбивать пыль из подушки – вот так, вот так!»

Подготовила педагог-психолог Е. Газизова