С давних пор люди рассказывают детям сказки, чтобы передать опыт, расширить кругозор, сформировать систему ценностей. Сегодня сказкотерапия активно применяется в психологии и считается эффективным методом для речевого развития личности, расширения сознания и построения взаимодействия через речь с окружающим миром.

Лечение сказками – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной skazkoterapiaжизни.Сказкотерапияприменяется не только для развития ребенка иформирования его личности. Сказки полезны при воспитании эмпатии (сопереживания), а также для снятия напряжения, при переживаниях, травмирующих ситуациях. Грамотно подобранные сказки помогут преодолеть жизненныетрудности. Сказки развивают творческое воображение, восприятие, логическое мышление, память, внимание и речь, мимическое и пантомимическое выражение эмоций.

Ниже приведены примеры сказок для взрослых и детей.

«Самостоятельный кенгуру»

Возраст: 2-4 года.

Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога.

Жила-была большая мама-Кенгуру.И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.

Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.

Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.

Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.

Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин, ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Вопросы для обсуждения:

- Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?

 

«Жизнестойкость»

Сказка для взрослых

Направленность: Умение преодолевать конфликтные и травмирующие ситуации в жизни, выходить из них, меняя свои привычки, поведенческие особенности.

 Однажды расстроенный ученик сказал Мастеру: «Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил, что мне делать?»

 Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.

– Что изменилось? – спросил он ученика.

– Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился в воде, – ответил ученик.

– Нет, – сказал Учитель.– Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка. Так и люди – сильные внешне могут расклеиться там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и крепнут.

– А кофе? – спросил ученик.

– О! Это самое интересное! Кофе полностью растворился в новой враждебной среде и изменил ее: превратил кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.

Можно подумать над следующими вопросами: Как вы понимаете притчу? Были ли у вас подобные ситуации в жизни? Как вы себя вели в этих ситуациях?

Подготовила Диана Тубулбаева