Лечебная физкультура – эффективный метод реабилитации при аутизме. Регулярные занятия лечебной физкультурой способствуют физическому развитию ребенка, помогают повысить его успеваемость.

 

Одну из самых популярных и эффективных методик ЛФК разработалиеще в прошлом векеКарел и Берта Бобатов. Применять ее можнос первых лет жизни. Суть метода заключается в том, что выбираются позы, которые блокируют возможность воспроизведения патологических рефлекторных движений. Например, если принять позу «эмбриона», то в процессе ее воссоздания уменьшается тонус мышечной массы и тонус конечностей. Обучая ребенка выполнять движения правильно, в положении «эмбриона» заблокируется «неправильный», патологический позотонический рефлекс.

 Если нарушены двигательные функции, то рекомендуют применять метод невролога из Чехии В.Войты. С помощью этого метода стимулируют движения ползанья и поворотов, которые развивают моторику развития ребенка. Те мышцы, которые участвуют в движении, ощущают приток крови, в них повышаются процессы регенерации.

Для развития моторики у детей с аутизмом можно выполнять ряд простых упражнений.

1. Марш – относится к крупной моторике. При этом ребенок повторяет движения за взрослым. Начать лучше с шага на месте, постепенно включая движения рук, а потом и шаг вперед.

2. Батут – прыжки на батуте лучше всего помогают больным аутизмом развить крупную моторику и убрать тревогу.

3. Мяч – игры с мячом, хотя и очень просты, доставляют огромное удовольствие. Начните с простого перекатывания мяча. Игра с мячом поможет развиться навыкам зрительного движения, наблюдения за объектами. Приположительном результате можно переходить и к другим упражнениям: ударам ногой по мячу, отбиванию его от пола, ловле руками.

4. Равновесие. Больным аутизмом часто сложно удерживать равновесие.Развить это чувство поможет ходьба по тонкой линии.

5. Полоса препятствий – уникальные упражнения для развития моторики. Можно начать всего лишь с одного препятствия. Это поможет ребенку развить навык упорядочивания действий.

6. Танцы – родители и инструкторы могут использовать танцы под музыку для того, чтобы стимулировать формирование навыков моторной имитации и других. Идеи для танцевальной деятельности охватывают уборку, чистку зубов, игры с замиранием и т.п.

7. Символические игры зачастую представляют собой серьезную проблему для аутичных детей. Многим из них будет легче работать над своим воображением, если подобные игры будут предполагать двигательную активность:«летаем как самолетик», «прыгаем как кролик», «одеваемся».

8. Шаги в коробку –мотивируйте ребенка, чтобы он наступил в коробку, а затем снова вышел за ее пределы. Постепенно усложняйте эту задачу, придумывая последовательности шагов или используя более глубокие коробки.

9. Туннель – ползание по туннелю тренирует моторные навыки и развивает чувство неизменности и устойчивости объектов. В этот вид деятельности можно включить социальные навыки, используя такие игры как «прятки», поиск спрятанных вещей и символические игры. Тоннель можно выстроить из больших коробокили стульев и одеял.

10. Двухколесные и трехколесные велосипеды помогают развивать чувство равновесия, укрепляют мышцы ног у ребенка. Задание предполагает способность передвигаться на велосипеде, концентрируясь на направлении его движения.

Важно, что любые упражнениянужно предлагать в наглядной форме, просто и доступно объяснять, повторять несколько раз с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями.

По материалам http://autism.lovetoknow.com/Ten_Gross_Motor_Activities_for_Autistic_Childrenи Башина В.М. Ранний детский аутизм //www.autist/ narod/bashina. НТМ.