Печать

Временные представления – одно из важных умений, которое должен приобрести ребенок. Дефектолог центра «Здоровье» Ольга Ожиганова рассказала, как научить детей ориентироваться во времени.

Формировать у малышей временные представления следует поэтапно. Особенно важно придерживаться этого принципа с детьми с задержкой развития, у них такие преставления формируются позже и качественно отличаются.Часто эти дети путаются в названии дней недели, месяцев, не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток.

Детей среднего возраста нужно сначала познакомить с понятиями «утро», «день», «вечер», «ночь». Затем проводить упражнения, тренируя навык ориентации в противоположных частях суток: день-ночь, вечер-утро. Также следует познакомить их с временами года.

Детям постарше нужно расширить представления о частях суток, их особенностях, последовательности, объяснить смысл понятия «сутки». Необходимо познакомить ребят со значением слов «вчера», «сегодня», «завтра», а также повторять знание времен года и их отличительные особенности.

Детям старшего дошкольного возраста нужнообъяснить такие свойства времени, кактекучесть, периодичность, необратимость. Ребенок в этом возрасте уже вполне может запомнить последовательность дней недели, очередность месяцев и времен года. Следует развивать умение пользоваться словами-понятиями «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время» и т п. Нужно учить ребенка отличать разные временные интервалы (1 минута, 10 минут, 1 час).

Ребенку трудно представить, что такое время, поэтому нужно опираться на его личные наблюдения.  Знакомство с сутками нужно начинать с понятий «день-ночь», затем «день – вечер, ночь – утро» и«утро – день – вечер – ночь». И только потом нужно обобщить это в понятие «сутки».

Удобно заниматься по картинкам. На них может быть изображен, например, один и тот же пейзаж в разное время суток. Также изучать части суток можно, опираясь на распорядок дня самого ребенка: ночью темно, ты спишь, а днем светло, ты играешь и гуляешь и т.п.