Дефектолог центра «Здоровье» Ольга Ожиганова подготовила рекомендации по развитию речи для родителей детей с задержкой психического развития.

Старайтесь как можно чаще говорить с ребенком: дома, во время выполнения каких-либо действий, на прогулке, одевая и раздевая малыша, в процессе игр. Можно описывать действия: свои, ребенка, окружающих, характеризовать то, что вас окружает.

Обращайте внимание ребенка на окружающие звуки и шумы: лай собаки, ветер, журчание воды и т.п.  Например, расскажите ему: «вот лает собака», а потом спросите: «что это?»

Разговаривать нужно спокойно, в нормальном темпе, используя правильную интонацию. Обратите внимание на строение фраз: они должны быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.

Стимулировать малыша к разговору помогают открытые вопросы – те, что не предполагают односложных ответов «да», «нет». Обязательно выдерживайте временную паузу, не торопите его с ответом.

Расскажите ребенку интересный короткий рассказ или историю. Затем попросите его рассказать эту же историю вам или кому-то еще. Если малышу трудно, помогите, задавайте наводящие вопросы.

В том случае, когда речь ребенка состоит всего лишь из несколько слов, поработайте над расширением лексикона. Выберите 5-6 слов (например, части тела, игрушки, продукты, предметы одежды) и назовите их. Попросите малыша повторить слова, возможно, что у него не получится сразу произнести их правильно. Похвалите ребенка и продолжайте учить дальше. Когда эти слова будут усвоены, введите еще 5-6 новых. Желательно заниматься так ежедневно.

Ребенок называет только одно слово? Значит, нужно учить его коротким фразам. Для этого используйте слова, которые малыш знает и придумывайте словосочетания. Например, к известному слову можно добавить цвет, размер, действие: если ребенок говорит «мяч», научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

Помните, что занятия лучше проводить в игровой форме. Упражнения должны активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.