Печать

Для того, чтобы правильно произносить звуки необходимо развивать артикуляционный аппарат. В этом поможет специальная гимнастика, которая сочетает упражнения, способствующие укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию его силы и ловкости. Заниматься гимнастикой можно дома.

В произнесении звуков участвуют различные органы речи (язык, губы, зубы, щеки, небо). Наиболее подвижным из них является язык. При произнесении каждого звука органы речи занимают определенное положение (артикуляцию). Таким образом, для каждого звука необходимо выработать точное и правильное положение органов артикуляции. Но сначалапредстоит провести подготовительную работу, укрепить и развить подвижность мышц всего артикуляционного аппарата. Такую работу можно начинать с ребенком 3 лет.

Логопед центра «Здоровье» Ольга Мыскова дает ряд рекомендаций при проведении артикуляционной гимнастики:

 

Начальный комплекс артикуляционной гимнастики

 1.«Толстячок». Надуть щеки. Удерживать под счет до 5. Повторить 5 раз.

 2. «Худышка». Втягивание щек. Губы сомкнуты. Удерживать под счет до 5 – 7. Повторить 5 раз.

 3. «Толстячок-Худышка». Чередовать упражнения «Толстячок-Худышка». Повторить 5 – 7 раз.

     Вот толстяк – надуты щеки,

     И, наверно, руки в боки.

     Вот худышка – щеки впали:

     Видно есть ему не дали.

12

 

 

 

 



4. «Окошко».Широко открыть рот (день) – окошко открыто, на слово «ночь» – закрыть. Повторить 5 – 7раз.

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. «Конфетка». Языком погладить щеку с внутренней стороны. Чередовать щеки. Повторить 5 раз.

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

6. «Улыбка» (Лягушка).Растянуть губки в улыбки, тянуться уголками губ к ушкам. Зубы не видны. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Удерживать в таком положении под счет до 10. Повторить 7 – 10 раз.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

5

 

 

 

 

 

 

 

7. «Хоботок» (Слоник).Зубы и губы сомкнуты, тянуть губы вперед трубочкой. Удерживать под счет до 5 – 7. Повторить 7 – 10 раз.

Подражаю я слону.

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

6

 

 

 

 

 

 

8.  «Улыбка - Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

Чередовать упражнение до 10 раз.

9. «Мнем тесто» (Накажем непослушный язычок).Губы в улыбке. Легонько покусывать язычок зубками по всей длине от кончика до корня. Можно шлепать язычок и напевать песенку «пя-пя-пя».

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

Раз, два, три, четыре, пять –

Не пора ли вынимать?   

 7

 

 

 

 

 

10. «Блинчик» (Лопаточка).Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Нижняя губа не напрягается и не натягивается на нижние зубы. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 10. Повторить 3 – 5 раз.

Язык блинчиком (лопаткой) ложи (положи)

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!        

 8

 

 

 

 

 

 

 

11. «Иголочка».Рот открыт, тянуть кончик языка вперед. Язык узкий. Удерживать под счет до 10. Повторить 3 – 5 раз.

    Язык в иголку превращаю,

    Напрягаю и сужаю.

    Острый кончик потяну,

    До пяти считать начну.

    Раз, два, три, четыре, пять,

Иголку я смогу держать.

9

 

 

 

 

 

                                             

12 «Качели». Улыбнуться, открыть рот. На слова «вверх-вниз» поочередно упираться то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 10 раз.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

И лечу я снова вниз.

91

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  «Часики». Улыбнуться, открыть рот. На слова «тик-так» кончиком языка переводить от одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 10 раз.

«Тик-так, тик-так!»

Ходят часики – вот так.

Влево тик, вправо так,

Ходят часики – вот так.

92

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

13. «Грабли» (Причешем язычок).Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка. Повторить 10 раз.

 93

 

 

 

 

         

Литература:

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80 с.