Общаться с малышом необходимо с самого рождения. Специалисты отмечают, что чем больше разговаривать с ребенком, тем лучше и быстрее он научится говорить. У каждого этапа развития речи ребенка существуют свои специфические характеристики.

От рождения до года

В первые три месяца жизни новорожденного ведущими являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции. Развитие слуха ребенка, положительных эмоций, артикуляционного аппарата, зрительных реакций способствует возникновению в 4-5 месяцев певучего гуления (нараспев произносится гласная: а-а-а и сочетание звуков:а-гу), а в 6-7 месяцевпоявляется лепет (многократное произнесение одного слога, например, ба-ба-ба).

 Обязательное условие появлениягуления и лепета у младенцев– эмоционально-речевое общение с ними взрослого. В разговоре с малышами 3-4 месяцев следует употреблять певучие звуки, а с детьми 5-6 месяцев– слоги. В комнате при этом должно быть тихо. Можно использовать игрушку, ласково рассказывая о ней. Длительность рассказа –не более 3 минут.

К 6 месяцам помимо копирования движений взрослых (размахивание, постукивание), ребенок уже умеет многократно произносить ряд звуков (та-та-та, да-да-да). Многократность произнесения слогов – это подражание звукам взрослого. При обучении малыша во время разговора взрослый должен четко произносить звуки и следить, чтобы ребенок видел его лицо, артикуляцию. Когда ребенок научится подолгу лепетать, можно играть в переклички – произносить слоги вслед за ним.

Признаком того, что ребенок понимает слова взрослого, является двигательная реакция малыша: поворот головы в сторону предмета, жест, указывающий на предмет, выполнение названного взрослым движения.

При обучении первичному пониманию речи следует использовать озвученные, красочные, крупные игрушки, можно их прятать и находить. Предмет или игрушка всегда должны стоять на определенном месте, так как для детей 6-7 месяцев слово связано не только с предметом, но и с местом его нахождения.

В 9-10 месяцев ребенок находит предмет при назывании независимо от его местоположения. Чем больше анализаторов включается в восприятие игрушки, тем быстрее малыш запоминает ее название, поэтому игрушку нужно «изучать» со всех сторон – смотреть, ощупывать, слушать, ронять и т.д. 

Для развития понимания названий предметов можно провести занятия «Чудесный мешочек (платочек)», то есть показывать игрушки с помощью неожиданного появления и исчезновения. Проделав с игрушкой 1-2 действия (собачка бежит, лает и т.д.), ее прячут, побуждая позвать: иди, дай. С ребенком постоянно нужно разговаривать и в повседневной жизни: зажглась лампочка – спросить где огонек, уронил игрушку – сказать: «Бах, упала!» и т.д.

В конце первого года жизни следует подводить детей к первичным обобщениям игрушек по существенным признакам. Для этого надо подбирать однородные игрушки, различающиеся по внешнему признаку. В 10-11 месяцев ребенок знает, что ляля– это не только конкретная кукла, но и кукла маленькая, большая, резиновая, любая другая. Обобщению действий способствуют такие поручения, как «покорми лялю, собачку, зайку». Выполняя одно и то же действие по отношению к разным игрушкам, малыш развивает понимание слова, обозначающего действие со многими предметами.

Для формирования активной речи ребенка не стоит немедленно реагировать и выполнять его просьбу, надо предложить выразить свое желание соответствующим простым словом.

От 1 года до 2 лет

К полутора годам у ребенка интенсивно развивается понимание речи, в последней четверти года появляется активная речь. Развитие речи и ориентировка ребенка в окружающем мире должны проходить одновременно. Для этого используются действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т.д. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. Все, о чем говорят с малышом, должно подкрепляться его ощущениями, восприятием, действиями.

После полутора лет дети уже понимают сюжет или несколько взаимосвязанных действий. В игре рекомендуется использовать инсценировки. При разговоре нужно обсуждать не только то, что дети видят в данный момент, но и знакомое по прошлому опыту, например, увиденное на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях («Кошка спит и девочка спит», «Кошка спит на коврике, а девочка в кроватке»). Это обогащает смысловое содержание слов. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов и действий с ними: птичка летит, мяч катится, собачка лает и т. д.

Важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения.Активная речь малыша будет развиваться при условии, если у него есть потребность в общении со взрослыми. Для этого нужно постоянно обращаться к ребенку с различными просьбами, поручениями, рассказывать, показывать. Для эмоционального общения можно использовать различные потешки («Ехали-ехали»), игры с ладошками и пальчиками («Сорока-белобока»).

В процессе общения нужно ставить ребенка в положение, вынуждающее его что-то сказать. Следует регулярно задавать вопросы во время игры или в повседневной жизни: «Кто сидит?», «Чья кровать?», «Кто спит?», «Где лежит?» и т.д. Поначалу дети отвечают односложно, затем формулируют простые предложения из 2-3 слов.

От 2 до 3 лет

После 2 лет ребенок активно пользуется речью при общении. Речь взрослого при разговоре с ребенком должна быть простой и понятной, эмоционально положительно настроенной. Разговаривать следует ровным, спокойным тоном, не торопливо, но и не слишком медленно. Обязательное условие – четкое и правильное проговаривание всех звуков слова (правильно – машина, неправильно –масина). Если малыш сказал неверно, не повторяйте за ним, а скажите слово правильно. Главное, разговаривайте с ребенком как можно чаще – во время прогулки, при купании, в процессе игры.

Литература: «Дошкольная педагогика» // Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. – Москва, «Просвещение». 1978 г.