В отличие от механического запоминания, когда заучивается последовательность слов или предметов, ассоциативная память направлена на построение разнообразных связей между ними. Развитие ассоциативного мышления в дошкольном возрасте поможет детям в дальнейшем успешно справляться со сложными задачами на уроках, выполнять творческие задания. Учитель-дефектолог центра «Здоровье» Ольга Ожиганова рекомендует тренировать ассоциативную память с помощью увлекательных игровых упражнений.

Игры, направленные на развитие ассоциативной памяти, задействуют сразу несколько органов чувств: зрение, слух, осязание. В домашних условиях развивать ассоциативную память ребенка можно с помощью подручных предметов. Для этого надосделать дощечки с разным на ощупь покрытием: мехом, тканью, фольгой и т.п. Понадобится от пяти до десяти дощечек, но можно и больше. На их обороте нужно написать порядковый номер и нарисовать соответствующее число кружочков. Заниматься с такими дощечками можно по-разному, но для начала ребенок должен все потрогать и описать каждую поверхность, используя как можно больше определений. Затем дощечки нужно убрать и попросить малыша вспомнить, опираясь на тактильные ощущения, в каком порядке они были расположены. Если ему трудно, то игру можно повторить, но при этом не только трогать дощечку, но и представлять, на что она похожа. 

Затем можно перейти к соотнесению тактильных ощущений с картинками: разложить дощечки, а над ними поместить изображения различных предметов. Рассматривая картинки и трогая дощечки, ребенок будет устанавливать между ними ассоциативные связи. Например, изображение пушистого животного можно поместить рядом с дощечкой с мехом. После этого картинки нужно убрать и попросить малыша вспомнить, какое изображение лежало над той или иной дощечкой. 

Это задание можно усложнить: разложить картинки так, чтобы они не были связаны с дощечками. Чтобы соотнести их по смыслу, ребенку придется подключить воображение, придумать сюжет. Когда малыш научится выполнять и это задание, картинки можно убрать и учиться запоминать слова при ощупывании дощечки. На каждое слово – одна дощечка. Установив ассоциативные связи между словом и предметом, ребенок в дальнейшем будет вспоминать слова, опираясь на тактильные ощущения.

На более позднем этапе, подключив тактильную память, дети уже смогут при рассматривании картинок вспомнить ощущения, которые возникали при прикосновении к дощечкам.

Такие занятия помогают ребенку запомнить множество не связанных между собой слов, во время выполнения упражнений тренируются внимание, развивается мышление, обогащается словарный запас.