Основной вид деятельности ребенка раннего возраста – предметная. Именно в ней складываются основные достижения этого периода: произвольное поведение, мышление, самосознание, сенсорика, память и речь.
Интерес к предметам и первые действия с ними возникают уже во второй половине младенческого возраста. В основном, это однообразные неспецифические манипуляции: ребенок одинаково обращается с любым предметом, попавшим в его руки (сосет, постукивает, размахивает).
Уже в 10-12 месяцев дети демонстрируют игры подражания с соответствующими игрушками: гремят погремушкой, мнут бумагу.Таким образом ребенок извлекает множество информации об объектах, учится устанавливать связи между ними.
К началу второго года жизни в арсенале ребенка имеется достаточное количество специфических действий, в которых он, подражая взрослому, воспроизводит внешний рисунок движения. На втором году жизнипри воспроизведении показанного действия с предметом ребенок уже может переноситьдействий на другие предметы.
Обучение детей действиям с предметами проводитсяпри помощи:
- совместных действий со взрослым;
- разделенных действий,когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его;
- действий-подражаний;
- действий по показу; жестовой инструкции с речевым сопровождением;
- речевой инструкции взрослого.
В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своей деятельности в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.
Взрослымнеобходимо проявлять терпение,не спешить действовать за ребенка,предоставлять ему возможность проявлять собственную активность,возможность выбора. Процесс обучения должен протекать как сотрудничество, только в этом случае формируется активный,самостоятельный,инициативный человек.
Подготовлено на основе источников: «Монтессори-материал. Школа для малышей. Часть 1», Л. Н. Павлова «Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до трёх лет», «Монтессори интернет журнал», В. К Штибен, Ф. Г Штибен«Методическое пособие по курсу «Основы Монтессори-педагогики».