Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

image001Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.

Для занятий дома с родителями предлагается артикуляционная гимнастика, тем более что в раннем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения.

При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научится правильно выполнять все движения, зеркало можно убрать.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику.

Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым (!) пальцем помогите поднять ребенку язык вверх.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету. Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке.

Сказка о веселом язычке

image002

Жил-был весёлый Язычок, проснулся он рано утром.

image004

Открыл окошко

Посмотрел налево, направо. (Открыть рот: движения языка направо-налево). Вниз посмотрел (движение языка вниз)

Ночью шел дождь: нет ли луж?

image005

Вверх посмотрел (движение языка вверх): светит ли солнышко?

image006

Закрыл окошко (закрыть рот).

image007

image008

Побежал язычок в ванную умываться (Движения руками и ногами, имитирующие бег.)

Пошёл он в ванную, включил свет (движение рукой) — «чик».

Отрыл Кран: (круговые движения рукой) —«Чик-чик-чик».

image009

вода: «Ш-ш-ш…»

Полилась горячая «Ой!!!» — испугался Язычок и отдёрнул руки.

image010

Покажи, как он испугался (показать испуг мимикой и движениями рук, тела) Надо открыть какую воду? правильно, холодную: (круговые движения рукой) «тук-тук-тук». Язычок открыл кран с холодной водой:

image011

«С-с-с…»

image013

«Холодная водичка соединилась с горячей и стала тёплой. Язычок умылся.  Почистил зубки: сначала нижние, затем верхние, прополоскал рот (движения щёк, имитирующие полоскание). Умылся еще раз (круговые движения языка вокруг губ)

И побежал веселый язычок на кухню завтракать (движения руками, ногами, имитирующие бег)

А на кухне мамочка печёт пироги.

image014

Помогай мне тесто месить: Пя-пя-пя — разминали  они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово, Испекли они пирожки: «Пя-пя-пя…»

image016

Сказал спасибо и спросил у мамы: «Мамочка, можно я пойду погуляю? (попросите повторить) ответила: «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял Язычок дудочку и Весело задудел: «Ду-ду-ду!»

image018

image019

Вышел Язычок на крыльцо дома

Вокруг дома длинный забор. Вот такой.

image021

А на крыше дома вот такая труба (с напряжением вытянуть вперёд губы). В трубе живёт весёлый ветер; «У-у-у-у…»:

image022

поет он (винтообразные движения указательного пальца, губы вытянуть в трубочку).

Побежал Язычок к своей лошадке. Погладил её.

image024

«Здравствуй, лошадка»,— ласково сказал язычок. Как он сказал? (повторить с ласковой интонацией.) Лошадка обрадовалась. Заржала: «Иго-го!..» Как она обрадовалась. (Повторить голосом и подёргиванием головой.) И поскакал Язычок на лошадке (цоканье язычком).