Неприятные, а иногда даже болезненные ощущения может вызвать обычная чистка зубов у детей с расстройствами аутистического спектра. Помочь ребенку подружиться с зубной щеткой – задача непростая, но выполнимая.

Ребенок может протестовать против чистки зубов по разным причинам: гипочувствительность, гиперчувствительность и защитные реакции при стимуляции ротовой полости. При гипочувствительности детям сложно понять, что именно происходит у них во рту, это вызывает сильную тревожность. А при гиперчувствительности, напротив, дети воспринимают любые ощущения во рту как очень сильные, и даже мягкое прикосновение может быть для них неприятным.

Что же делать?

1. Возможно, причина дискомфорта – щетина зубной щетки. Попробуйте подобрать мягкую щетку (например, с силиконовой щетиной). «Переходным» инструментом, который поможет ребенку привыкнуть к чистке зубов, может стать зубная щетка для младенцев

2. Сократите время чистки зубов: попробуйте трехсторонние зубные щетки.  Одно движение таким инструментом позволяет чистить все три стороны зубов, также у них обычно очень мягкая щетина.

3. Экспериментируйте с различными зубными пастами. Классический мятный вкус редко нравится детям. Попробуйте пасты со вкусом клубники, банана, апельсина, подберите ту, которая больше понравится ребенку. Обратите внимание на цвет, возможно, яркая зубная паста привлечет ребенка, ему захочется чистить зубки. Можно сразу купить несколько разных тюбиков пасты, чтобы у ребенка был выбор.

4. При повышенной оральной чувствительности любой вкус может оказаться неприятным. Некоторым не нравится ощущением от того, как паста пенится во рту. В этом случае подойдет специальная паста или зубной порошок без вкуса.

5. Щетка должна быть удобная. Ее рукоятка должна подходить маленькой ручке. Некоторым нравится электрическая щетка, а кого-то привлекает модель с таймером.

6. Обратите внимание на температуру воды. Возможно, вы предлагаете ребенку полоскать зубы холодной водой. Попробуйте использовать только теплую, но не горячую воду. Некоторые дети негативное реагируют именно на ощущение от холодной воды.

7. Если ребенок любит музыку, то ему можно подарить зубную щетку с музыкальным сопровождением. Или просто включать музыку, напевать ребенку песни во время чистки зубов.

 8. Попробуйте чистить свои зубы вместе с ребенком. Старайтесь делать это с энтузиазмом, покажите, что это веселое занятие. Можно почистить зубы друг другу: дайте ребенку свою зубную щетку и предложите почистить зубы вам, а сами почистите зубы ему

9. Чистите ребенку зубы, когда он принимает ванну. Дети в этот момент обычно расслаблены и увлечены играми в воде и это может оказаться подходящим моментом, чтобы «тайком» преподнести чистку зубов.

10. Чистите ребенку зубы перед зеркалом. Это может создать у него иллюзию большего контроля над ситуацией, ведь он будет видеть зубную щетку и ваши движения.

11. Используйте визуализацию. Например, можно сфотографировать этапы чистки зубов, заламинировать снимок и показывать ребенку.

Если, все же, чистка зубов вызывает протест, то нужно начать с самой маленькой цели: почистить только один зуб, не дольше двух секунд (можно даже силиконовой щеткой для младенцев). Через пару дней можно перейти к двум зубам и увеличить продолжительность до нескольких секунд. Нормально, если вы прибегнете к такому подходу, и будете продвигаться очень-очень медленно. Такой процесс называется «десенситизацией», он требует времени и терпения.

Источник: http://outfund.ru