Логопедические занятия для детей дома- это постоянное общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как

  • пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)
  • артикуляционная гимнастика
  •  игры на развитие слуха
  • игры на звукоподрожание и логоритмика (стихи с движениями)

Самым трудным является заинтересовать ребенка. И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать, можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или прыгает по дивану. Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.

Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:

  • занятия должны быть первоначально короткими (2-3 минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20 минут разово.
  • занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
  • лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
  • используйте во время занятий смех. Не ругайте за неправильное произношение или если у ребенка что-то не получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте, почему это у него такой язычок непослушный и как это исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем строгим учителем.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры- это один из видов развития мелкой моторики. Между рукой человека и речевым центром мозга установлена тесная взаимосвязь.

Заниматься нужно каждый день по 5 минут, тогда такие упражнения будут эффективны.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

  • Кулачок

Этот пальчик-  маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик- слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик-  длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик- сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик- толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе- кулачок!

  • В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики- друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)

Друг без друга им нельзя.

  • Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

  • Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

  • Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре. Очень храбрых моряка. (показываем поднятые в

верх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

  • Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)

А верхушку- сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою кpошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заваpим чай-

В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

 

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика- это гимнастика для языка и губ. Язык- главная мышца органов речи. Язык необходимо тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять определенные конкретные движения, которые называют звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.

Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало. Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно следить за положением языка.

Упражняться нужно каждый день по 5-7 минут. Желательно 2 раза в день. Результат - правильная и четкая речь.

«Шарик». Попросите малыша надуть щёчки и сдуть их. Если у него сразу не получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно надувать щёчки поочередно.

«Угадай-ка». Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребёнок закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите угадать, в какой воде побывала ложка.

«Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем снова его прячет.

«Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение (5 – 7 секунд).

«Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счёт.

«Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.

Игры на звукоподрожание, развитие слуха и логоритмика

Речевой или фонематический слух- это способность правильно слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

1. «Ушки- слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).

Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).

Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).

Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).

Гремит гром (барабанить кулаками по столу).

Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).

Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).

Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

Речевое подражание или звукоподражание

- то воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Примеры игр на уточнние произнесения гласных звуков

  1. Рассматривая с ребенком картинку, на которой изображена девочка, качающая куклу: «Это Аня, она укладывает куклу спать и поет А-а-а-а! Давай ей поможем. А-а-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открывать рот, когда поем.
  2. Рассматривая с ребенком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля, у нее болит зуб, и она вздыхает «О-о-о-о-о!» Как вздыхает Оля? «О-о-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.
  3. Рассматриваем с ребенком картинку или берем в руки игрушечную лошадку: «Жеребенок зовет свою маму и кричит: «И-и-и-и!» Давай покричим вместе с ним: «И-и-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.
  4. Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую пароход или берем в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывет к причалу и гудит: «У-у-у-у!» Как гудит пароход? «У-у-у-у!»
  5. Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э-Э!» (произносим громко, широко разводим руки в стороны) А маленький: «э-э-э-э!» (произносим тише, руки сближены). Просим ребенка изобразить как кричит большой медведь и как маленький. Можно предложить отгадать какой кричит медведь.

Игры на подражание голосам животных и птиц

Для игры используйте фигурки или картинки животных. Мам и их детенышей. Ведь мама-лягушка кричит КВА, а лягушонок ква. Вспомните сказку про трех медведей, папа-медведь рычит громко, мама-медведица потише, а медвежонок пищит.

Примеры игр на произношение согласных звуков

Игра «Чайник Пых»

Показываем ребенку картинку с изображением кипящего чайника. «Смотри, это чайник, его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».

Игра «Лес шумит»

Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как на ветру» и произносите «Ш-ш-ш».

Игра «Комарик»

Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар, он летает и поет песенку з-з-з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги. Предлагаем ребенку спеть песенку комарика. Ловим комара в кулак, подносим к своему уху - слушаем «З-з-з-з». Затем к уху ребенка: «Слышишь, как поет комарик з-з-з-з. предлагаем ребенку тоже поймать комарика и послушать как он поет в кулачке.

Игра «Жук»

Покажите ребенку на картинке жука, скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку:«Ж-ж-ж-ж». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребенком, чей жук дольше жужжит.

Игра «Ежик»

Показываем ребенку игрушечного ежика или картинку и говорим: «Это ежик, смотри, какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несет грибок, в свою норку, он фыркает вот так: «Ф-ф-ф-ф». Давай пофыркаем, как ежики.»

Игры на подражание бытовым шумам:

  • Часы тикают – ТИК—ТАК
  • Вода капает – КАП—КАП
  • Малыш топает – ТОП—ТОП
  • Молоток стучит ТУК—ТУК
  • Ножницы режут ЧИК—ЧИК
  • На качели качаемся КАЧ—КАЧ
  • Кушаем морковку ХРУМ–ХРУМ
  • Машина едет БИ—БИ

Логопедическая ритмика или логоритмика

— соединение движения, речи и музыки. Взрослый читает стих и показывает движения, ребенок повторяет. Ничего сложного. Детям весело и интересно. Конечно, взрослому нужно заранее прочитать и выучить нужные стишки и разучить движения к ним. Также заранее нужно подобрать музыкальное сопровождение под стихи. Желательно заниматься во второй половине дня 2-3 раза в неделю.

1.По узенькой дорожке (ходьба на месте)

   Шагают наши ножки (высоко поднимая ноги)

   По камешкам, по камешкам (переминаться с ноги на ногу, медленно)

   И в ямку ….бух! (сесть на пол на последнем слове)

2.Ножками затопали топ – топ – топ, (Движения выполняются согласно.) 

Ручками захлопали хлоп – хлоп – хлоп,

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашку съели.

3.Ай, люли – люли (Дети машут руками, имитируя взмахи птиц.)

Прилетели гули!

Прилетели, прилетели, (Ручки опускаются на голову ребёнка.)

На головку сели! (Повтор упражнения 2–3 раза).

4.Мы ногами топ-топ-топ,(ходим по комнате и топаем)

А в ладошки хлоп, хлоп, хлоп!(хлопаем в ладоши)

Ай да малыши, ай да крепыши!По дорожке мы шагаем(топаем по комнате)

И в ладошки ударяем.(хлопаем в ладоши)

Топ-топ, ножки, топ!(топаем на месте)

Хлоп, хлоп, ручки, хлоп!(хлопаем)

Ай да малыши!(руки на пояс, кружимся)

Ай да крепыши!

(А. Ануфриева)

5.Как на горке - снег, снег,(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под горкой - снег, снег,(приседаем)

И на елке - снег, снег,(встаем с вытянутыми руками на носочки)

И под елкой - снег, снег.(приседаем)

А под снегом спит медведь.(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь!(прикладывает палец к губам).

(И. Токмакова)

6.Мы шли-шли-шли,(Маршировать по кругу, держа руки на плясе)

Много клюквы нашли.(Наклон, правой рукой   достать носок левой ноги, не сгибая колен.)

Раз, два, три, четыре, пять,(Опять идти по кругу.)

Мы опять идем искать.(Наклон, левой   рукой   касание носка правой ноги, не сгибая колен.)

(В. Волина)