Воспитание самостоятельности – непростая задача, стоящая перед всеми родителями. Социальный педагог центра «Здоровье» Мария Мешавкина рекомендует прислушаться к советам психолога и мамы 10 детей Екатерины Бурмистровой.

Научить ребенка самостоятельности в одночасье невозможно. В психологии развития есть понятие    «зона ближайшего развития». Ее и должны сформировать родители, чтобы помочь ребенку стать самостоятельнее. Например, малыш обладает навыком Х – умеет надевать ботинки на липучках. Следующего навыка – У (ботинки со шнурками) – он сам не может достигнуть. Между этими навыками есть некоторое расстояние, на преодоление которого требуется время. Взрослый может помочь малышу пройти этот путь побыстрее. Для этого поставим на пути от Х к У промежуточную точку Х1 – например, кукла со шнуровкой. Это – отдельный навык шнуровки, где нужно показать ребенку, как это делается. И постановка ближайшего навыка (ребенок бы сам не додумался, что можно учиться шнуровать ботинки на другом предмете), то, что родители придумали и помогли, это и есть зона ближайшего развития.  Благодаря тому, что родители ее создали, ребенку проще продвинуться вперед. И этот подход можно применять почти к любому навыку.

Если ребенок знает буквы (Х), а самостоятельно читать (У) еще не умеет, то эту дистанцию нужно также разбить на несколько отрезков. Помочь ребенку освоить навыки чтения могут кубики Зайцева, надписи на предметах, пришедшее по почте письмо, которое может прочитать только сам ребенок и все, что делает более достижимой конечную точку – чтение. При этом родители не лишают ребенка самостоятельности, а лишь разбивают процесс овладения навыком на части, делая его более доступным для малыша.

Если ребенок отказывается от самостоятельности то, возможно, он находится в возрастном регрессе, временном или затянувшемся. Регресс – это шаг назад в развитии: большой ребенок начинает вести себя, как маленький (просит соску, начинает сюсюкать). Это может быть временным явлением, обусловленным, например, переездом, появлением новой учительницы в школе, выходом мамы на постоянную работу и т.п. Любое серьезное изменение в жизни ребенка может стать источником стресса и временного регресса.  В этом состоянии дети крайне плохо реагируют на попытки вручить им самостоятельность, а настаивание родителей приводит к еще большему откату. Если вы понимаете, в чем источник регресса, надо подождать – от полутора до трех месяцев (период адаптации). Важно не бояться экспериментировать, но следить, чтобы поведение ребенка не регрессировало дальше.  

Освоение следующих навыков самостоятельности (от Х до У) требует сил и энергии. Чтобы научиться читать, делать самостоятельно уроки, завязывать шнурки, ребенку требуются силы. А если его расписание составлено так, что у него этих сил не остается, то он не сможет осваивать новые навыки. Поэтому систематически перегруженного ребенка невозможно научить самостоятельности.