Помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире, подготовить его к самостоятельной жизни –одна из важных задач, стоящих перед родителями. О том, как развить навыки социально-бытовой ориентировки у детей с ограниченными возможностями здоровья, рассказала социальный педагог Нина Савельева.

Для ребенка-дошкольника ведущей деятельностью является игра. Она учит мыслить, развивает способности, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку. Игры можно использовать в повседневной жизни, прививая ребенку навыки социально-бытовой ориентировки. Любые дела можно превратить в увлекательную для малыша игру.

Вы готовите еду: вместо того, чтобы быстро приготовить пищу – проговорите свои действия, подключив к этому ребенка: «сейчас я возьму два яйца, разобью их …». Не говорите малышу: «Не трогай, испачкаешься!», лучше сделайте его помощником.

Вы одеваете ребенка: вместо того, чтобы давать ему указания, дайте возможность выбора.

Вы вернулись с работы и видите беспорядок: не надо сердиться и спрашивать: «Кто это сделал? Как это произошло?». Придумайте какой-нибудь сюжет: «К нам прилетел Карлсон, и…».

На прогулке: вместо того, чтоб все время повторять: «Что это такое? Куда ты пошел? Стой, я тебе говорю…», постарайтесь рассказать что-то, переключить внимание малыша с луж, на цветочек, листочек, облака, ветер и др. Не окрикивайте, не зовите постоянно ребенка, постарайтесь что-то придумать, «оживить» ситуацию.

В магазине: вместо того, чтобы спрашивать ребенка, что он хочет, выбирайте предметы, которые он не знает, показывайте, называйте их, объясняйте назначение.  

Вы торопитесь в детский сад, школу: не дергайте ребенка – быстрей, быстрей, постарайтесь что-то рассказать на ходу.

Помните, ваша повседневная жизнь наполнена моментами, в
ходе которых можно и нужно развивать способности и возможности ребенка, организовывать общение и игровую деятельность.