Воспитание детей, страдающих аутизмом, требует от родителей особого подхода с самого рождения. Эти малыши избегают контактов с другими людьми, но родителям общаться с ним и нужно даже чаще, чем с обычными детьми. О том, как правильно это делать, рассказала воспитатель центра «Здоровье» Татьяна Первойкина.

Одной из особенностей аутичных детей является то, что они «закрываются» от внешнего мира. Поэтому как можно раньше надо начинать стимулировать интерес ребенка к окружающей обстановке. Даже самые привычные дела по уходу за малышом нужно выполнять не безразлично, а заинтересованно, с лаской. Разные эмоции нужно обозначать разными звукосочетаниями, это поможет эмоционально «заразить» ребенка, и, возможно, со временем у него постепенно возникнет потребность в контактах.

Постоянно обращайте внимание ребенка на то, что вы делаете: кормите, одеваете и т.п. Даже такие обыденные дела нужно описывать словами, ласково привлекая малыша к подражанию. Дети с аутизмом обычно хорошо реагируют на музыку, почаще пропевайте имя ребенка, различные слова.

Помните, что поведение малыша по отношению к вам может быть абсолютно полярным – от полного равнодушия до отказа остаться без вас даже на короткое время. Задача родителей – подобрать безопасную дистанцию для контакта, ненавязчиво показать свою готовность к общению. Можно присоединяться к действиям ребенка, например, игре, а потом тактично настаивать на совместных действиях.

При тактильных контактах обязательно говорите ребенку о своих чувствах, можно даже показать свой гнев в ответ на его сопротивление. Аутичный ребенок может понимать ваши чувства и слова, но его эмоциональные особенности – препятствие для принятия ласки. Важно продолжать устранять детское сопротивление такими стимулами, которые эмоционально сверхчувствительны: долгий поцелуй, шепот в ухо и т.д. Можно иногда специально «отпускать» ребенка, но эту тактику следует применять осторожно, так как аутичные дети сами стремятся к этому.

Дома и на прогулках развивайте эмоциональные реакции малыша на погодные явления, цветы, деревья, пение птиц и т.п. Учите его использовать для этого подходящие жесты и телодвижения, звуки, слова.

Самое главное, научитесь считывать элементарные попытки ребенка вступить с вами в контакт. Улыбнитесь, поощряйте его к продолжению этого.