В отделении раннего вмешательства 21 июля прошла школа для родителей на тему «Развивающие игры с предметами». Занятие провела логопед Наталья Исмаилова.

Даже самые простые игры с доступными предметами расширяют познавательную деятельность ребенка, развивают мелкую моторику, обогащают его сенсорный опыт и мыслительную деятельность: именно в играх в сознании малыша формируются первые понятия анализа и синтеза, сравнения и обобщений.

Задача игр – научить малыша выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия с предметами. Например, раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку, раскладывать и собирать цветные вкладыши, нанизывать пирамидку, вкладывать полые предметы (меньший в больший).

В завершении занятия родители получили памятки, в которых указаны показатели речевого и познавательного развития ребенка в 2-2,5 года, а также описаны игры, которые легко можно организовать с детьми дома. Например, следующие:

1. «Доски с вкладышами».Можно брать доску с фигурками, различающимися по форме и величине, или брать сразу две доски и перемешивать фигурки, чтобы ребенок искал подходящие отверстия.

  1. «Матрёшка». Вместо матрёшки можно вкладывать одна в другую любые предметы разной величины: баночки, коробочки, ведерки и т.п.
  2. «Сортировка». Понадобятся вещи двух различных форм или цветов. Например, можно смешать белую и красную фасоль и раскладывать по двум кучкам. Можно разнообразить игру, например, вырезать из картона капусту и грибочки (по 3-6 штук), взять игрушки – овечку и ёжика. Расскажите ребенку, что овечка любит капусту, а ежик – грибочки, и попросите накормить зверюшек.
  3. «Игра с мячиками». Много мячиков разного размера нужно сложить в коробку. Малыш высыпает их, мячи раскатываются по полу, а затем снова собирает их. Другой вариант игры: попросите принести самый большой мяч. Когда ребенок находит и приносит, то снова попросите принести самый большой (из оставшихся) и так далее, пока мячики не закончатся. Можно просить принести мячик определенного цвета.
  4. «Намотай нитку». Предложите ребенку наматывать нитки на небольшую коробочку. Эта игра способствует развитию координации движений и мелкой моторики рук.
  5. «Дорога». Игра учит малыша ориентироваться в пространстве, перешагивать через препятствия. Нужно сделать «дорогу» из старых кассет, картинок, карандашей, кубиков и пр. Легко смастерить извилистую дорогу из длинных шнуров. Затем малыш ходит по такой дороге, в том числе, на носочках, пяточках, может и попрыгать. С каждым разом дорогу нужно делать все более длинной и извилистой, она может сужаться и расширяться.
  6. «Чудесный мешочек». В тканевый мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определить эти предметы.
  7. «Мини-футбол». Сделайте из кеглей ворота и покажите ребенку, как нужно катить мяч, чтобы в них попасть. Затем он сам должен повторить ваши действия. Цель игры – отработать четкость движений ребенка, развить его ловкость, согласованность движений и внимание.
  8. «Игрушка спряталась». Взрослый показывает ребенку игрушку, которую будет прятать. Просит ребенка закрыть глаза и прячет игрушку, оставив любую ее часть видимой. Взрослый должен следить за действием ребенка и помогать найти ему игрушку. Эта игра помогает развивать зрительное восприятие ребенка.